Блог

Оценка рисков

Финансовые риски компании: что это такое и как их оценивать

Затевая любой бизнес, предприниматель должен быть готов к тому, что дело может «не пойти». Например, в 2019 году из-за роста налоговой нагрузки закрылось почти 700 тысяч предприятий.

Неудачи могут случиться по разным причинам: товар или услуга оказались не такими востребованными, как предполагалось, компания не справилась с кредитными платежами, и многое другое. Так или иначе, все сводится к тому, что у бизнесу будет не хватать ресурсов на свою текущую деятельность и развитие. Рассказываем, что такое финансовые риски компании и как их учитывать.

Мы обратились за помощью в компанию «Нескучные финансы» и экспертным опытом с нами поделился финансовый директор компании Екатерина Матвеева. Она показала, какие методы для оценки рисков использует в компаниях со своими клиентами

Финансовые риски: что такое и какие бывают

Финансовый риск — это вероятность того, что результат будет хуже ожидаемого. Риски могут быть кредитные, операционные, рыночные и риски ликвидности. Давайте рассмотрим каждый чуть подробнее.

Кредитный риск. Если он наступает, то компания не сможет выполнить свои обязательства перед клиентами и партнерами вовремя и полностью. Например, не сможет поставить нужное количество резины для изготовления шин в установленные сроки. Из-за этого могут появиться пени, штрафы, неустойки и другие неприятности.

Операционные риски. Чаще всего такие риски связаны с бизнес-процессами внутри компании. Например, сервер не выдержал нагрузки и «лег». Клиенты не могут ничего купить на сайте, компания недополучает прибыль. К этим же рискам относят мошенничество внутри компании или со стороны. Например, если в банке произошла утечка персональных данных по вине менеджера или систему безопасности взломали, это тоже будет считаться операционным риском.

Рыночные риски. Если ситуация на рынке резко поменяется в худшую сторону, то бизнесу придется перестроиться. Например, колебания стоимости валюты - тоже рыночный риск. Если компания закупает сырье за границей, то повышение курса евро или доллара подорвет бюджет компании.

Риск ликвидности. Проще говоря, это утрата платежеспособности, неспособность выполнять свои текущие обязательства. Банк, например, может продать часть активов по невыгодной для себя цене, чтобы постараться выполнить свои обязательства.

Предугадать все невозможно. Но можно проанализировать возможность возникновения финансовых рисков компании. Для этого есть несколько методов.

Виды методов анализа финансовых рисков

Методы анализа рисков делятся на 2 вида: качественные и количественные. Качественные методы помогают понять, какие риски в принципе могут возникнуть у бизнеса, выявить преимущества и недостатки бизнес-процессов на предприятии. А количественные позволяют оценить возможные убытки при наступлении того или иного риска, «стоимость» управленческих ошибок.

Качественные методы

Они помогают установить саму возможность возникновения определенного риска и области, откуда эти риски могут прийти. Для этого бизнесу не нужны точные статистические данные. но при этом, качественные методы могут быть субъективными. Поэтому лучше сочетать и качественные и количественные методы анализа рисков.

К качественным методам относят SWOT-анализ, метод экспертных оценок и метод анализа иерархий. У каждого метода есть плюсы и минусы.

SWOT-анализ

Он помогает комплексно изучить все аспекты развития бизнеса. SWOT — это аббревиатура:

S (Strengths) — сильные стороны бизнеса,

W (Weaknesses) — слабые стороны бизнеса,

O (Opportunities) — возможности для развития бизнеса,

T (Threats) — угрозы для компании.

После проведения SWOT-анализа компания получит что-то вроде матрицы, из которой будет виден потенциал бизнеса и возможные угрозы. Оценивать сильные и слабые стороны лучше в сравнении с конкурентами, чтобы понимать, в каком направлении двигаться.

Представим, что фабрика по производству обуви, которая сбывает продукцию только в одну сеть, провела SWOT-анализ. Она может получить примерно такие результаты:

Метод экспертных оценок

Он похож на SWOT-анализ, но в него добавляется вероятность наступления риска. Для того, чтобы получить такую оценку, приглашают одного независимого эксперта или формируют целую группу. Это может быть кризис-менеджер, бизнес-консультант или эксперт в одной из областей, например, маркетолог, финансовый консультант.

Давайте вернемся к нашей обувной фабрике.

SWOT-анализ выявил 3 основные угрозы для дальнейшего развития бизнеса: появление новых конкурентов, отказ единственного покупателя продукции от дальнейшего сотрудничества, снижение цены на аналогичную продукции конкурентами. Компания привлекла 4 экспертов, чтобы они оценили вероятность наступления рисков по шкале от 1 до 5. Вот что получилось:
Получается, что выше всего риск снижения цен, потом появление конкурентов, и только потом отказ единственного покупателя от сотрудничества. Значит, есть смысл пересмотреть ценообразование на свою продукцию — возможно, она реализуется по завышенным ценам. Такие выводы помогают руководителям бизнеса пересматривать стратегию дальнейшего развития предприятия.

Метод анализа иерархий

Этот методы заключается в следующем: нужно сравнивать риски попарно, чтобы понять, какой из двух рисков наиболее вероятно случится. Если мы оценим силу возможного риска, то сможем исключить или уменьшить его отрицательные последствия. Вот как это делается.

Сначала нужно определить цель. Например, нужно определить рыночную стоимость продукта.

Затем важно определить критерии: например, адекватность оценки, наличие необходимой и достоверной информации, способность учитывать влияние рыночной ситуации, риски оцениваемого бизнеса и специфические особенности объекта оценки, влияющие на его стоимость.

И обязательно предложить альтернативы - варианты стоимости продукта.
Потом нужно попарно сравнивать элементы каждого уровня и выводить средние значения. Конечно, метод немного сложнее, здесь мы описываем его особенности только для понимания механизма в целом.

Количественные

Эти методы основаны на цифрах и помогают определить размер рисков, а также объективно оценить вероятность их наступления. Но придется повозиться с цифрами и формулами.

Мы расскажем только основные принципы работы количественных методов. Если хотите их использовать, обратитесь к профессионалам.

Метод Монте-Карло (имитационное моделирование)

Суть метода в следующем: каждому возможному риску присваивается случайное число в определенном интервале, который нужно установить в зависимости от предполагаемого распределения факторов риска. На первый взгляд все сложно, запутано и непонятно.

Давайте посмотрим на примере. Нужно изменить стоимость продукта. Ставим интервал стоимости от <10 до >20 рублей.Расчет можно сделать на базе стандартных функций Excel, например, НОРМРАСПР. Excel случайно выберет число из этого интервала, построит распределение и укажет вероятность наступления риска.
По каждому риску нужно сформировать возможный сценарий его реализации, соответствующий заданному интервалу. То есть что будет, если стоимость будет 10-12 рублей, 18-20 рублей и так далее.

Давайте посмотрим еще один пример. Строительная компания планирует постройку крупного торгового центра. .Для расчета примерной стоимости проекта и сроков его реализации для каждого параметра устанавливается заданный интервал. Например, для себестоимости проекта — от 20 миллионов долларов до 25 миллионов. Для сроков реализации — от 3 месяцев до 2 лет.

Если ввести эти данные в программу, она сделает свои расчеты и выдаст наиболее вероятные величины для каждого показателя. Например, наименее вероятным будет сценарий реализации проекта за 3 месяца стоимостью 2 миллиона долларов. А вероятность завершения проекта за 1 год и суммой вложений 13 миллионов долларов будет гораздо выше.
Анализ чувствительности

Этот метод помогает распределить риски по степени важности: одним нужно уделить особое внимание, а на анализ других можно потратить меньше ресурсов.

Если мы используем этот метод, то хотим определить, насколько показатели бизнеса чувствительны к изменениям. Например, повышение налогов может иметь диапазон от минус 10% до 10%, а изменение цен на сырье от 20% до 50%.

Представим, что владелец сети цветочных магазинов решил проанализировать, какие события вероятнее всего снизят прибыльность его бизнеса. Исходные данные такие: магазины находятся в центре города, поэтому есть постоянный приток покупателей. Цены в магазинах чуть ниже рыночных за счет оптовых закупок. Цветы всегда свежие, красивые, долго стоят. Кроме того, у магазина есть свой сайт с анонсами поступления новых партий цветов.

Анализ помог выяснить, что самые неблагоприятные последствия наступят, если торговые точки «съедут» со своих мест. Цены на цветы можно даже немного повысить, клиенты почти не исчезнут. А вот конверсия сайта и так была на низком уровне. Как итог: больше всего усилий бизнесмен должен направить на сохранение торговой точки и продление договора аренды. А тратить средства на ведение сайта — излишне.

Какие методы в какой ситуации использовать

Если нет статистических данных — используйте качественные методы. Если есть конкретные данные, а так же много времени и сил - используйте количественные методы. Но, как утверждает Антон Рогачевский, преподаватель кафедры «Банковское дело» и специалист Центра экономических исследований Университета «Синергия», лучше сочетать использование количественных и качественных методов.

Пример такого взаимного дополнения качественных и количественных методов — метод сценариев. Это разновидность метода экспертных оценок. Метод сценариев позволяет учесть мнение профессионалов, но также использует и количественные показатели. Поэтому на его основе можно рассчитать и конкретные показатели рисков.

Возможные риски рассматриваются с 3 точек зрения: отрицательная, нейтральная и положительная. Для каждого сценария предусматриваются определенные величины для каждого компонента проекта. После этого каждому сценарию присваивается вероятностная оценка. На основе этих данных можно будет рассчитать примерную прибыль, необходимый объем инвестиций при развитии каждого из сценариев. Например, сеть продуктовых магазинов планирует запустить собственное производство домашних пирогов. Разрабатывают 3 сценария развития проекта, в каждом заложены определенные показатели:
После составления сценариев для каждого из них можно будет рассчитать примерные показатели развития проекта: ожидаемую прибыль, срок окупаемости внедрения собственного производства, рентабельность инвестиций.

Несмотря на то, что метод анализа сценариев позволяет составить наиболее полную «карту рисков» бизнес-проекта, у него тоже есть недостатки: предусмотреть все варианты развития событий невозможно, поэтому сценарии носят приблизительный характер.

Оценка рисков может стоить бизнесу разных затрат. Например, провести SWOT-анализ можно силами компании или с привлечением 1-2 специалистов. Это будет стоить от 25 тысяч рублей. А комплексный анализ рисков будет стоить 45-70 тысяч рублей, в зависимости от отрасли. Он займет больше времени и сил. Если проект небольшой, «на коленке», то не стоит тратить много денег на анализ, лучше тестировать.

Как снизить влияние финансовых рисков на бизнес

Есть несколько способов снизить риски для своего бизнеса:

  1. Отказаться от действий, которые могут привести к наступлению риска.

Пример: компания по производству корпусной мебели рассматривает возможность выхода и на рынок мягкой мебели. В случае успешной реализации проекта прибыль компании заметно вырастет, но в городе присутствия уже есть крупный конкурент. Переориентация производства требует внушительных инвестиций, а собственных денег на ее реализацию нет. Единственный выход — привлечение заемных средств. При этом расчет показал, что выход на точку безубыточности займет более года при условии достаточно высоких продаж. А в случае неудачи компании грозят крупные убытки и долги по кредитному договору.

В результате анализа руководство компании принимает решение отложить выход на рынок мягкой мебели.

  1. Застраховать риски.

Страхование — основной прием снижения рисков. В основном бизнес страхует имущество и предпринимательские риски. Но можно застраховать и, например, простои в производстве.

Пример: завод по производству гибкой упаковки приобрел новое оборудование взамен устаревшего, которое уже вышло из строя. При этом по условиям договора поставки оборудование доставляется частями в течение длительного срока. А в случае нарушения поставщиком сроков поставки будут сорваны сроки производства и реализации товара покупателям.

В этой ситуации руководство компании может заключить договор страхования убытков, которые могут возникнуть в результате просрочки в производстве гибкой упаковки из-за задержки ввода в эксплуатацию нового оборудования.

  1. Использовать хеджирование,

Хеджирование — совершение действий или заключение сделок, способных уравновесить возможные риски, сгладить их неблагоприятные последствия.

Пример: агропромышленный комплекс планирует продать урожай картофеля осенью после сбора урожая по определенной цене. При этом есть риск, что к началу продаж цена на картофель заметно снизится. Это приведет к значительному снижению прибыли.

В данной ситуации можно заранее купить фьючерсный контракт на картофель по цене, за которую планируется продавать его осенью. Так даже при снижении цен продать урожай получится по цене, указанной во фьючерсном контракте. В результате агропромышленный комплес заплатит только цену контракта. Это заметно ниже, чем возможные убытки при снижении цен на картофель.

Чтобы выбрать оптимальный способ снижения финансовых рисков, нужно провести их тщательный анализ. Делается это в несколько этапов:

  • определить, какие риски могут оказать на бизнес самое большое влияние
  • установить их качественные и количественные характеристики
  • выбрать способ минимизации потерь.

Но в любом случае все риски предусмотреть невозможно. Как поясняет Екатерина Матвеева, в среднем 1 раз в 10 лет возможен такой риск, который может довести компанию до банкротства. Поэтому каждое предприятие должно разработать политику риск-менеджмента и создавать резервы от чистой прибыли. «Нескучные финансы» рекомендуют своим клиентам 10% инвестировать в фонд «резервы», чтобы минимизировать потери бизнеса в критических ситуациях.

Повторим важное

  1. Откажитесь от сомнительный действий.
  2. Страхуйте риски всегда.
  3. Используйте хеджирование.


Источник: https://ir.alfastrah.ru/posts/269